Здоровье Сила Красота
Красота женской фигуры… Красивая фигура – это что? Фигура, которая соответствует определенным канонам красоты – это красивая фигура. А кто устанавливает каноны красоты?
Миллионы женщин и тысячи мужчин мучают себя диетами, истязают тела в спортивных залах с единственной целью – красивая фигура.
Целая индустрия готова предоставлять свои услуги для тех, кто желает получить нечто именуемое «красота». «Хотите красивую фигуру – мы поможем вам похудеть». «Наши биодобавки (кремы, капсулы и т.д.) помогут сделать процесс похудения приятным». Знакомые лозунги? Из них следует, что красивое тело – это результат «сброса» лишнего веса.
«Красивая фигура – это правильные пропорции тела. Мы поможем скорректировать проблемные зоны вашей фигуры» — это уже от фитнес центров.
Похудеть и скорректировать проблемные зоны – советы от специалистов, которые, наверное, должны знать, что такое красивая фигура.
Вам расскажут про то, что каноны красоты меняются на протяжении времени: вот, что было красотой в Древнем Египте, а вот что было в Древней Греции и т.д. Получается, что люди знают, как было раньше и поэтому могут говорить о том, что такое «красивая фигура» сегодня. Все-таки они специалисты?
Но у меня возникает вопрос: может ли изменяться понятие красоты со временем? Колизей, пирамида Хеопса, «Давид» Микеланджело, «Дискобол» Мирона и т.д. Этими творениями рук человеческих восхищаются уже много веков и красота их не проходит. Почему?
Может быть потому, что реальная красота понятие не связанное с эпохой. И то, что специалисты называют современной красивой фигурой – это просто мода, т.е. понятие очень субъективное и исходящее от отдельного человека (специалиста) или группы и навязанное остальным. А откуда специалисты узнали, что именно это красивая фигура?
Предлагаю посмотреть на фотографию пейзажа.
Красиво? Кто-то скажет: «Ах, как красиво». Кто-то – ну, в общем, да, красиво. Это уже степень эмоционального восприятия. Собственного. За эту красоту нет нужны платить деньги и поэтому нет специалиста, который расскажет про пропорции, про необходимость корректировать рельеф для того, чтобы стало красиво. Значит, есть какие-то объективные критерии оценки. И я предлагаю посмотреть на такое понятие, как «красивая фигура» объективно. Не в соответствии с советами специалистов, а по внутреннему убеждению. Почему так случается, что смотришь на женщину и понимаешь – фигура красивая. И грудь маленькая, и талия не очень тонкая, и икры толстоваты, а фигура красивая?
Специалист может сказать об анатомической правильности и соразмерных пропорциях. А что это за звери такие? Почему я, не специалист, могу говорить о том, что это красиво? Может быть потому, что красота – это наивысшая степень целесообразности, степень гармонического соответствия и сочетания противоречивых элементов во всяком устройстве, всякой вещи и всяком организме. Следовательно, восприятие красоты может быть только интуитивным, т.е. закрепленным в подсознательной памяти человека на генном уровне в результате эволюции человека. Отсюда следует, что красивая форма, линия, сочетание формы и цвета – это целесообразное решение, выработанное за миллионы лет естественного отбора.
И это та самая первичная красота, которую воспринимают все. Неважны профессия, возраст, пол, образовательный уровень. А есть другая красота – это уже личное восприятие. Скажем так – красота вторичная.
Но вернемся к истокам и условиям формирования первичного представления о красоте. Не буду описывать все подробно – это будет достаточно утомительно для просто читателя. Но на некоторых аспектах остановиться необходимо. В противном случае будет сложно понять механизм формирования внутреннего понимания красоты.
Начну с того, что организм человека может отталкиваться только от чего-то вполне реального. И механизм получения такого знания скрыт от большинства людей. Вы знаете, как человек оценивает, например, длину линии? Я опишу механизм очень упрощенно. Зрачок движется от начала и до конца одной линии, а затем движется по длине другой линии. В мышцах, которые двигают зрачок, вырабатывается молочная кислота – токсин усталости. И чем длиннее линия, тем больше молочной кислоты. Мозг получает информацию не о длине линии, а о количестве молочной кислоты. И на основании такого анализа химического процесса в теле, мы делаем вывод о том, какая линия длиннее.
Для чего я все это описывал? Дело в том, что из всех высших животных человек имеет наиболее развитое чувство формы, пропорциональности и соразмерности. И помогают человеку в этом именно глаза. Природа очень мудра и наделив человека такой способностью она позаботилась о возможности выполнения важнейшей задачи – взаимного привлечение противоположных полов.
У пресмыкающихся изначально очень острое зрение. Пестрота чешуи, причудливая раскраска и тончайшие оттенки цветов – это все сигналы привлечение и распознавания. У птиц, чей мозг более развит, красивый наряд самца зачаровывает и покоряет самку. Чем выше интеллект существа, тем более сильные средства необходимо применить для того, чтобы заставить представителей разных полов (и особенно самку) подчиниться требованию природы и размножаться.
У млекопитающих тоже хорошее зрение, но для привлечения противоположного пола основным является обоняние.
Человек, с его слабым (относительно зверей) обонянием возмещает этот недостаток острым бинокулярным зрением (обоняние начинает работать на очень коротких дистанциях). Таким же зрением обладают многие хищники и обезьяны, но именно высокая психическая мощь мозга человека обострила предметность зрения. Чувство формы стало для человека очень важным ощущением.
Воспринимая форму, цвет, звук и запах человек складывает наиболее полную картину о интересующем его предмете. И очень часто делает это бессознательно (не путайте с «необдуманно»), т.е. решение принимается не на сознательном уровне (сознательное и бессознательное: механизмы принятия решения на этих уровнях – это отдельная большая тема). Использовав чувство формы для привлечения полов, природа должна была дать человеку верные критерии выбора, которые бы позволили принимать решение автоматически. Для нашего далекого предка, еще не обремененного знанием, нужен был безошибочный вариант выбора. В противном случае продолжение рода было бы поставлено под угрозу.
С развитием человека и его мыслительного аппарата, когда появилось желание задавать вопрос: «Почему?», изначально заложенный инстинктивный выбор стал работать так, что совпадение заложенных критериев отбора с реальным объектом изучения начал вызывать удовольствие и эстетическое наслаждение. А на самом деле, фактически, это опыт, накопленный в миллионах поколений при выборе того, что (или кто) более совершенно и отвечает своему изначальному назначению. Опыт совершенствуется и вбирает в себя более рациональные элементы и звенья. Чувство прекрасного – это очень важно для человека, как для вида.
Не будем рассматривать все аспекты, которые могут повлиять на принятие решения «красиво или не красиво». Возьмем и разберем только некоторые.
Блестящая, упругая и гладкая кожа, ясные чистые глаза, яркие губы. Это красиво? Однако это прямые показатели здоровья человека, хорошего обмена веществ. Это показатели общего здоровья. А красивая осанка, расправленные плечи, гордая посадка головы. Это красиво? Но ведь это признаки энергичности, активности, сильного тела. Совершенно не зря актеров, музыкантов, танцовщиц и манекенщиц специально обучают ходить, стоять, сидеть в подтянутой позе. Обращали ли вы внимание на то, в каких позах животные становятся наиболее эффектными? В момент напряжения, когда животное стоит высоко, с напряженной шеей и ушами. В момент, когда наиболее резко выступают признаки жизненной силы.
Мощная пружина жизненной энергии – это самая привлекательная красота человеческого тела. Для продолжения рода и выживания необходимо, чтобы соединялись люди с большим запасом энергии и, это самый важный и основополагающий принцип выбора.
Что еще безусловно красиво у человека? И чего не затрагивала мода красивости? Например, глаза. Большие, широко расставленные, не слишком выпуклые и не через чур впалые. Чем больше глаза, тем лучше зрение. Чем шире расставлены глаза, тем больше стереоскопичность зрения.
А красивые плотно посаженные зубы, изогнутые правильной дугой (именно такая дуга отличается наибольшей механической прочностью) говорят о способности питаться как жесткой растительной пищей, так и сырым мясом. Сегодня это уже не актуально, но инстинкт выбора остался.
Очень красивы длинные ресницы. И это ощущение верно – длинные ресницы лучше защищают глаза. Ресницы наиболее эффектны, если их кончики загнуты вверх. Именно такие ресницы на будут слипаться или смерзаться.
Внутреннее анатомическое чутье, заложенное в нас, работает безошибочно. Именно подсознанием мы определяем как красоту черты, противоположные для разных полов. Выпуклые, сильно выступающие под кожей мышцы, красивы для мужчин. А когда такие мышцы у женщины? Многие не считают это красивым. Почему? Это известно, здоровая женщина имеет развитый подкожный жировой слой, который скрывает рельефность мышц. Факт хорошо известный, но не все знают, что это не более чем резервный месячный запас пищи в случае внезапного голода, когда женщина вынашивает или кормит ребенка.
И еще необходимо обратить внимание, где находятся эти подкожные пищевые запасы. Стандартно, большей частью, они расположены в нижней части живота и области вокруг таза – это не только резервная пища, но и одновременно тепловая и противоударная изоляция для носимого в чреве ребенка. И этот подкожный жир создает мягкие линии женского тела. Это стандарт здоровья женщины.
А стройная длинная шея? Это всегда красиво у женщины. А у мужчины это будет восприниматься как некоторый признак женственности, изнеженности или болезненности. Шея мужчины должна быть средней длины и достаточно толстой и крепкой для поддержания головы в бою, для переноски тяжестей. По своей древней природе, женщина – страж, и ее длинная шея дает большую гибкость и быстроту движения.
Я полагаю, что о подобном подходя для определения красоты, как высшей степени целесообразности, вы уже слышали и не буду приводить остальные примеры.
А теперь давайте поговорим о моде на красоту. Ведь действительно были периоды в истории человечества, когда требования общества к моде на красоту шли вразрез с природным инстинктом.
Достаточно посмотреть вокруг (растения, животные) для того, чтобы понять – основной критерий отбора и дальнейшей эволюции в природе – это здоровье. Только здоровый вид может противостоять физическим и психическим нагрузкам.
Начну с факте неоспоримого – во всех культурах, которые достигали наибольшего расцвета и благоденствия идеалом красоты было здоровье. С современной точки зрения может быть чрезмерное физическое и телесное здоровье. Это и Древняя Греция, и матриархальные культуры Крита, и протоиндийские цивилизации.
Пример женщин средневековой Европы является скорее отклонением от нормы и извращением природных инстинктов. Болезненные, узкобедрые, плоскогрудые и рахитичные «красавицы». И нам говорят, что это идеал красоты средневековой Европы. Но кого писали художники? Дамы высшего света, запертые в средневековые замки с их ужасающими условиями жизни: постоянные сквозняки, антисанитария, вечный полумрак и холод каменного жилища. Крестьянок-то в те времена не рисовали.
И эти «гордые лбы» на картинах Ван-Эйка, Бурдиньона, Ван-Геса, де Лимбурга, Мемлимнга, Иеронима Боша, Дюрера, луки Кранаха, Николая Дейтша, Джотто, Сандро Боттичелли и прочих – это не признак красоты и породы. Недостаток витаминов и общая болезненность привели к раннему облысению и, как следствие, к попыткам превратить минус в плюс.
Больные рахитом и туберкулезом создали свою «красоту» и объявили ее высшей красотой, доступной только избранным. И где эти «гордые лбы»? Европейская аристократия и дворянство были достаточно многочисленны. Где все эти знатоки красоты? В своей основной массе просто выродились, т.к. их красота не соответствовала основному принципу красоты – здоровье и целесообразность.
Современная мода на красоту снова возвращается к тому, что красиво – это хрупкое, слабое, не приспособленное к физической работе тело. Но такое тело обладает малым резервом сил и не может обеспечить воспроизводство вида. Именно так. Женщины возмущаются тем аспектом, что о них говорят, как о инструменте деторождения. Но это придумали не мужчины. Это сама природа. Безусловно, медицина делает большие шаги вперед, но сколько рождается больных детей. Ведь в стародавние времена эти младенцы не имели бы шанса на выживание. Человек вмешался в естественный отбор, но это полбеды. С такими критериями красоты можно дойти до средневекового абсурда и признать красивой болезнь и уродство.
Я ничего не говорю о вкусах и не имею права их обсуждать. Каждый человек имеет право на свое суждение и мнение.
И все-таки, основной критерий красоты – это здоровье человека. А отсюда следует, что торчащие у женщины из кожи ребра – это не может быть красиво. Чрезмерная худоба – это не красота. Но это не значит, что висящие через пояс пласты сала – красота.
Излучаемая энергия тела, внутренний комфорт, здоровье физическое и психическое – именно это и привлекает.
Из чего следует, что истинная красота, это:
Не отсутствие лишнего веса и «правильные пропорции» говорят о том, что это красивая женская фигура или красивая мужская фигура. Я не могу говорить о том, как это происходит у женщин, но я точно знаю, как это бывает у мужчин. Я не анализирую толщину жировой прослойки и не меряю пропорции сантиметром. Просто смотришь на женщину и мгновенно понимаешь – супер.
Мужчины вообще не анализируют женские фигуры, тем более фигуру любимой женщины.
И я присоединяюсь к словам Бунина:
Женщину любишь – так со всеми слезами, истериками, толстыми ляжками!
Анализ начинается тогда, когда кончается любовь. А когда она начинается, то анализа тоже нет. Есть вот это «супер». Срабатывает как раз то, первобытное и заложенное природой.
Но это не тема красивой фигуры. Это я к тому, не стоит следовать моде на красивую фигуру и, тем более не стоит изводить себя диетами. Красота – это, в первую очередь, здоровье. Здоровье физическое и психическое. И излучаемая внутренняя энергия. Отсюда и получается не просто красивая фигура, а с одного взгляда — «супер», т.е. красота в своем первородном виде.